Победитель второго этапа проекта «Школа новых технологий»
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2016-2017 учебном году
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2016
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Северо-Западный административный округ

Смотр «Создание условий для организации эколого-исследовательской деятельности воспитанников» в дошкольных группах 11.03.18

В рамках выполнения годового плана на 2017 – 2018 учебный год и реализации годовой задачи: «Развивать экологическую культуру воспитанников: прививать любовь и бережное отношение к нашему дому – природе, формировать познавательно-исследовательский интерес к миру живой и неживой природы» в дошкольных группах в феврале был проведён смотр «Создание условий для организации эколого-исследовательской деятельности воспитанников (гербарии, коллекции и т.п.)».

«Природа – это единственная книга,

каждая страница, которой полна глубокого содержания»

И.В. Гёте

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребенка; чем более он подготовлен к осуществлению изучения, исследования мира природы, тем успешнее развиваются и реализуются его способности.

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

Перед нашими педагогами стоит задача – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Опыты, эксперименты часто напоминают фокусы, они необычны, а главное ребята все проделывают сами. Дети с удовольствием превращаются в ученых и проводят разнообразные исследования, совершают свои первые открытия. нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие их вопросы.

С этой целью в рамках выполнения годового плана на 2017 – 2018 учебный год и реализации годовой задачи: «Развивать экологическую культуру воспитанников: прививать любовь и бережное отношение к нашему дому – природе, формировать познавательно-исследовательский интерес к миру живой и неживой природы» в дошкольных группах в феврале был проведён смотр «Создание условий для организации эколого-исследовательской деятельности воспитанников (гербарии, коллекции и т.п.)».

Цель смотра: сформировать систему знаний педагогов о создании условий для организации эколого-исследовательской деятельности воспитанников согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Задачи смотра :

  • Создание условий в эколого-экспериментальном центре для всестороннего развития познавательной активности детей, а именно, с целью:
  • расширения кругозора воспитанников через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха и т. д.);
  • развития умения дошкольников пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т. д.);
  • формирования у детей мыслительных операций (умственных способностей): анализа, классификации, сравнения, обобщения;
  • формирования у дошкольников умений комплексно обследовать предмет.
  • Распространение педагогического опыта в создании и совершенствовании предметно-развивающей среды по направлению поисково-исследовательской деятельности и экологического образования дошкольников.
  • Активизация творческого потенциала педагогов дошкольных групп, воспитанников и их родителей.

Во всех возрастных группах в соответствии с программой есть центры эколого - исследовательской деятельности воспитанников. Все центры эстетично оформлены, оборудование доступно для свободного использования детьми, соответствует их возрастным возможностям. Имеется название центров, присутствует «одушевлённый» (сказочный) персонаж, представлен богатый иллюстративный материал для ознакомления детей с различными природными явлениями, свойствами материалов. Весь материал распределён по разделам: «Песок, глина и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина».

Для проведения с воспитанниками опытно-исследовательской деятельности созданы мини-лаборатории, оснащённые разнообразным материалом - в достаточном количестве для работы с подгруппой: природный материал - шишки, желуди, бобы, фасоль, горох, камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, почва разных видов и др. (в контейнерах); приборы-помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, лупы, компас, безмен, микроскоп; бросовый материал: верёвки, шнурки, тесьма, проволока, катушки деревянные, пробки, кусочки кожи и др. (в контейнерах); медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл и т.д.; простейшие приспособления: «ящик ощущений»(чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями (внутрь помещены вещества, травы с разными запахами и др.). Здесь дошкольники под руководством воспитателя проводят опыты с различными объектами живой и неживой природы, наглядно знакомятся со свойствами и качествами материалов. Работа в мини-лабораториях позволяет детям самостоятельно проводить опыты, способствует развитию умственных способностей: анализа, обобщения, сравнения, классификации, умению делать выводы.

Однако, есть вопросы, которые требуют пристального внимания: слабо представлены коллекции семян (контрастные по цвету, размеру, форме); оформление гербариев не соответствует требованиям и отсутствует разнообразие, заявленное в критериях смотра (листья – изменения по сезонам; цветы - садовые, лесные, луговые; растения – лекарственные), не достаточно пополнены тематические альбомы природных сообществ.

Раздел «Ведение фиксации детского экспериментирования» предусматривает целенаправленную, каждодневную работу воспитателей и детей в течение всего учебного года. Не видна была работа по организации длительных наблюдений за ростом и развитием растений, за веточками в вазах, результаты которой дети отражают в дневниках наблюдений (младше – средний возраст заполняет воспитатель). Большинство воспитателей не смогли предоставить картотеку опытов и карточки - схемы проведения опытов в этом году. Во всех возрастных группах отсутствуют карточки подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя" для использования при проведении опытов.

Хочется отметить воспитателей: Тимошенко О.В., Попович М.В., Золотарёва С.В., Мусова Т.И., Яровая Г.В., Пашкова Г. Г., Страхова Н.А., Павлова О.А., Никифорова Г.Н., Шустрова Е.А., Бакленёва Л.А., Золотарёва И.А., Музыкант А.А., Трунова И.А. и выразить слова благодарности за создание условий в эколого-экспериментальном центре для всестороннего развития познавательной активности детей на должном уровне.

ФОТООТЧЕТ>>>>>>>